Удивительная история Magic Cap

На днях совершенно случайно наткнулся в очень старом “Вайреде” на статью про мобильную операционную систему Magic Cap, которую в начале девяностых годов придумали ведущие программисты первой Mac OS. Систему все давно забыли (или, что вероятнее, никогда о ней не слышали), но статья о ней поразительно интересна.

Она написана шестнадцать лет назад, когда Magic Cap ещё только готовились показать публике. Никто не знал, что из неё выйдет. И не только из неё. Представьте себе 1994 год – никто не знал, что выйдет из интернета, или что выйдет из мобильных телефонов. Из-за этого текст производит совершенно сюрреалистическое впечатление. Авторы Magic Cap убеждённо рассуждают о том, что будет происходить с техникой в следующие десять лет и почти всегда угадывают. Но когда они промахиваются – они промахиваются каким-то невообразимым образом.

Статья начинается пророчески: “В эти дни Энди Герцфельд и Билл Эткинсон испытывают странное чувство дежавю. Почти ровно десять лет назад они показывали журналистам чудеса Макинтоша. Дух при этом захватывало сразу и от радости, и от страха. С одной стороны, это была практически победа. С другой стороны, если на рынке их детище окажется никому не нужным, они превратятся в посмешище. Если бы это случилось, то им осталось бы только перечитывать газетные вырезки, заполненные их собственными обещаниями изменить мир. Сегодня Билл и Энди снова оказались в том же положении“.

Следующие несколько страниц, конечно, заполнены несбывшимися обещаниями изменить мир.

Компания General Magic, которую основали Герцфельд и Эткинсон, должна была создать совершенно новый тип устройства, который они называли “личный коммуникатор”. В действительности оно больше всего похоже на миниатюрный планшет наподобие тех, которые выпускает Nokia, или даже на iPod Touch. Его можно было бы назвать и “карманным компьютером” (когда задумали Magic Cap, этого слова тоже не существовало), но у КПК были слишком ограниченные коммуникационные возможности, поэтому аналогия выходит не такой точной.

Основатели General Magic были уверены, что нельзя получить из персонального компьютера карманный путём уменьшения обычных систем. Нужно всё выдумывать заново – как когда-то в Xerox PARC и потом в Apple заново выдумывали персональные компьютеры.

Цитата из статьи: “Мы даём определение тому, что такое личный коммуникатор, задаём минимальную планку ожиданий для индустрии, как когда-то Макинтош изменил то, что люди ожидают от персонального компьютера. Это ужасно важно, потому что всё вот-вот сойдётся – ноутбуки становятся всё меньше и меньше, а у телефонов и плееров, необорот, увеличивается размер дисплея. Всё идёт к тому, что всё объединится в единственной электронной коробочке, которая будет всегда с вами“. Ничего не меняется. Почти что теми же словами совсем недавно говорили про айпады и айфоны.

Интерфейс личного коммуникатора не может быть таким же, как у персональных компьютеров. За основу поначалу взяли гипертекстовую систему HyperCard, которую несколькими годами ранее придумал Эткинсон для Mac OS. Она пользовалась успехом – на ней делали всё, начиная от презентаций и заканчивая играми и мультимедийными дисками.

Но дальше всё пошло куда-то не туда. Метафору рабочего стола, которая пронизывает графический интерфейс настольных компьютеров, они решили заменить метафорами, которые им казались более подходящими для карманных устройств. В результате интерфейс приобрёл сходство с модными тогда квестами: множество нарисованных предметов и комнаты с дверями, через которые можно проходить.

Идея такого интерфейса в то время, видимо, витала в воздухе. Почти тогда же появился Microsoft Bob – альтернативный интерфейс к Windows, даже внешне напоминающий Magic Cap. Затея провалилась с таким треском и так быстро, что несчастного “Боба” до сих пор вспоминают как один из худших промахов Microsoft. Та же идея прослеживаеся в первом онлайновом сервисе, открытом Apple в 1994 году.

Чем дальше, тем очевиднее становится, что порочна сама идея “метафор” в интерфейсах. Метафоры, лежащие в основе обычного оконного интерфейса, все эти “корзины”, “папки” и “рабочие столы”, продолжают работать лишь потому, что они полностью утратили исходный смысл. Никто давно не воспринимает “папки” как аналог настоящей бумажной папки для бумаг – это совершенно самостоятельный и, не исключено, куда более известный объект. Более современные попытки натянуть физические метафоры на интерфейс (посмотрите хотя бы iBooks на айпаде) выглядят бессмысленно и безвкусно.

У Герцфельда и Эткинсона в начале девяностых было железное оправдание: они не знали, что из этого выйдет. Никто ещё не делал ничего подобного и никто ещё не погорел на этом. Они были первыми.

Визуальность интерфейса стала для них идеей фикс. Даже собственные данные (например, комментарии к файлам) пользователи могли оставлять не в текстовой, а в графической форме. Эткинсон объясняет в статье: “Проблема в том, что даже на простейшем графическом редакторе, который мы могли вообразить, рисовать всё равно сложно. Многие в лучшем случае что-то нацарапают, а нарисовать что-то привлекательное – не сумеют“. Тогда авторы Magic Cap придумали “штампы” с готовыми картинками. Снова цитата из объяснений Эткинсона: “Люди могут произвольно присваивать свойства штампам – для этого штампы снабжены скриптами. Например, скрипт в штампе “Срочно” при накладывании срабатывает и даёт файлу свойство срочности“.

Устройства, основанные на Magic Cap, должны были называться “коммуникаторами”. Сейчас “коммуникации” однозначно ассоциируются с интернетом. Когда Magic Cap разрабатывали, интернет, конечно, существовал, но был почти неизвестен публике. Никто не догадывался, что спустя несколько лет начнётся бум доткомов и интернет распространится повсеместно. Для Magic Cap хотели построить собственную сеть – поразительно непохожую на интернет.

Вместо пассивных данных, передающихся между серверами в интернете, сеть Magic Cap была бы заполнена многочисленными “интеллектуальными агентами” – особыми скриптами, подобно вирусам кочующими с устройства на устройство и занимающимися доставкой, поиском и переработкой данных. Каждое письмо – это скрипт, но письма – это лишь самый простой вариант. Возможны куда более сложные агенты, ищущие и доставляющие интересующие пользователя новости, подбирающие лучшие цены в сетевых магазинах и делающие многое другое. Скрипты предполагалось генерировать автоматически по настройкам пользователя – примерно так, как сейчас создаются фильтры в почтовых клиентах.

Необходимая для этого технология называлась Telescript, и на неё тоже возлагались большие надежды – в General Magic рассчитывали, что она станет популярна и на других операционных системах. Цитата из статьи: “Красота Telescript, – объясняет Энди, – в том, что вместо одного устройства, которое можно программировать, у нас теперь есть целое Облако, куда программа может отправиться и путешествовать между множеством источников информации. Никому до нас такое не приходило в голову“.

“Облако”. А мы-то думали, откуда взялся Cloud Computing десятью годами позже. Впрочем, сказать, что “такое не приходило в голову” совсем никому, вряд ли будет честно. Впрочем, в 1994 году Герцфельд мог не знать об этом, потому что пока он писал Magic Cap, нечто очень похожее тайно придумывали Билл Джой из Sun с горсткой соратников. Стоит покопаться в истории проекта Oak – хотя он появился и развивался независимо от Magic Cap, параллели между ними бросаются в глаза. Такое же мобильное устройство, тоже агенты, только вместо Telescript – Java (этот язык придумали для так и не появившегося Oak и лишь потом приспособили для других целей).

Статья переполнена интересными идеями, из которых почему-то ничего не вышло, и идеями, из которых что-то вышло, но не совсем так и не совсем тогда. “Ещё одна интересная штука, которая у нас будет – это рецензии на вещи, – говорит Энди. – Знаете, я люблю музыку, книги, искусство. У всех рецензий будет кнопка: “Купить”. И всё будет переплетено, всё, что угодно, может быть ссылкой на что угодно“. Через три года – так и будет, но в интернете, а не в сети General Magic.

Мне нравится слушать радио. Тут, когда я услышу песню, которая мне нравится, – говорит Билл, – я буду нажимать вопросительный знак и немедленно получать имя музыканта, список других песен с альбома и цену. И кнопку “Купить” – чтобы на следующий день диск доставили мне домой“. Этого, кажется, так никто и не сделал, хотя собирались многие. Любопытно, что мысль о пиратстве ещё никого не посещала (хотя о том, что авторам неплохо бы платить, речь в разговоре всё-таки зашла).

Дальше разговор перешёл к рекламе в онлайне. Рекламы в онлайне тогда не было – первый баннер придумают лишь через несколько месяцев в интернет-подразделении того же “Вайреда”. “Видели рекламные купоны в газетах? – говорит Билл. – Знаете, зачем их делают? Для того, чтобы мониторить эффект рекламы. Все тратят уйму денег на рекламу и хотят знать, какая из рекламных кампаний работает. А с устройством на Telescript можно напрямую следить за поведением покупателей“. Похоже на рекламу в интернете? Как бы не так! Дальше мысль идёт совсем в другом направлении, потому что реклама показывается не в самом Magic Cap, а распространяется по традиционным каналам. Magic Cap позволяет лишь взаимодействовать с рекламой примерно так же, как с песнями по радио. “Предположим, вы слышите рекламу по радио про автомобиль. Нажимаете вопросительный знак и получаете купон “Получить брошюру”. А они тут же узнают, какая из версий рекламы эффективнее“.

В 1994 году Sony выпустила первое устройство на Magic Cap, а затем такое же устройство сделала и Motorola. Поначалу предполагалось, что в проекте будет участвовать и Apple (всё же у создателей – эппловские корни), но General Magic разругалась с этой компанией – Герцфельд и Эткинсон были уверены, что Apple похитил их идею личного коммуникатора и использовал для того, чтобы сделать Newton. Возможно, что обида имела под собой основания.

В любом случае, устройства на основе Magic Cap не пользовались спросом. В General Magic были готовы к медленному старту – в конце концов, и “Макинтоши” не сразу стали популярны. Однако стартовать никак не удавалось. Компания протянула до 2002 года, в 1997 году выпустила версию для Windows, но в итоге закрылась.

Что осталось? Штампы перекочевали в гномовский файловый менеджер “Наутилус”, который делала компания Eazel, основанная всё тем же Энди Герцфельдом. Идея интеллектуальных агентов почти позабыта, хотя в W3C и продолжают разрабатывать “семантический веб”, по сути, предназначенный как раз для них, для агентов. Кнопку “Купить”, о которой мечтали в General Magic, монополизировал Amazon. Герцфельд теперь работает в Google и изобретает новые интерфейсы для новостей, а Эткинсон бросил компьютерную индустрию и стал фотографом.

Впрочем, вышло и ещё кое-что. Энди Рубин, один из разработчиков Magic Cap, создал компанию Danger, выпускавшую одно время известные в США мобильные телефоны Danger Hiptop (Sidekick). Они не отличались особо новаторским интерфейсом, но некоторые черты, похоже, всё же унаследовали у Magic Cap. Вторую компанию Рубина, разрабатывавшую телефонную операционную систему, в 2005 году купил Google. Она называлась Android.

Олег Парамонов

Расскажите знакомым про

Facebook Twitter

"Егир" по электронной почте

Подпишитесь на рассылку "Егира", чтобы узнавать о лучших публикациях на этом сайте по электронной почте. Письма будут приходить еженедельно и только по делу. Отписаться можно в любой момент одним кликом.