Анимация до киноплёнки: к нам сегодня заходил таумазоопраксископ

Люди научились запечатлевать окружающий их мир примерно тогда же, когда собственно стали homo sapiens, и продолжали совершенствовать искусство создания изображений, постепенно развив его до фотореалистичных картин и, наконец, фотографии. Оставалась казавшаяся невыполнимой задача, над которой бились десятки поколений изобретателей – поиск способа уловить и запечатлеть объекты в движении, показать и передать другим людям не только застывшее мгновение, а мир таким, каким мы привыкли его видеть, живым.

Путь к кинопленке начался издалека, с приспособлений для быстрой смены отдельных картинок, похожих на игрушки изобретений, которые опираются на эффект персистенции или инерции зрения — особенность зрительного восприятия, благодаря которой отдельные изображения, быстро сменяющие друг друга, сливаются в одно, плавно движущееся. Глаз ненадолго сохраняет каждое предыдущее изображение, и оно совмещается со следующим. Именно на этом принципе работает кино и любая анимация, включая наши любимые гифки.

1824, тауматроп

Самое простое из подобных изобретений – тауматроп, появившийся в 1824 году. Это картонный кружок с разными картинками, нарисованными на обеих сторонах, с каждой стороны которого закреплены ниточки. Если натянуть нити и крутить их между пальцами, картинки соединялись в одно мерцающее изображение. Многие изобретения появились в результате споров и пари, и тауматроп – не исключение. Он явился решением загадки, можно ли увидеть две стороны золотой гинеи одновременно. Джон Гершелл придумал, что монетку поместить на уровне глаз и раскрутить на ребре. Сюжеты тауматропов были незамысловатыми, например, птица и клетка, голый ствол дерева и листва на другой стороне. Эту игрушку можно увидеть в фильме «Сонная лощина», правда действие фильма происходит за 25 лет до изобретения тауматропа.

Отступление от темы: вариоизображения

Тауматроп чем-то напоминает полосатые «стерео-открытки», популярные в СССР. Такие картинки правильно называть «вариоизображениями». Два-три изображения печатались на бумаге «черезполосицей», а поверх наносился линзорастровый пластик в виде набора параллельных цилиндрических линз. Картинка «двигалась», если слегка поворачивать открытку из стороны в сторону, меняя угол зрения. Сюжеты из мультиков, двигающиеся бабочки, праздничные открытки ко Дню космонавтики – такие волшебные картинки очень нравились детям. А из Японии привозили открытки с подмигивающими азиатскими девушками.

Интересно, что эта технология пользуется спросом по сей день в сфере сувенирной продукции, а люди с альтернативным чувством вкуса даже печатают такие визитки!

1868, кинеограф

Наверняка многие в детстве делали анимацию из картинок, нарисованных на каждой странице блокнота или альбома.

То, с чем в наше время экспериментирует каждый ребенок, когда-то тоже было предметом патента. Это устройство называется кинеограф, в народе просто flip book.

Его в 1868 году запатентовал английский мастер литограф Джон Барнс Линетт, хотя первенство изобретения признают за французом Пьером-Юбером Десвиньи. Через тридцать лет кинеограф эволюционировал в филиоскоп, у которого был металлический корпус и рычаг для перелистывания страниц – в таком виде он и вышел в массовое производство.

1877, фотодром и 1879, зоопраксископ

Зоопраксископ, созданный Эдвардом Майбриджем в 1879 году, представляет собой стеклянный диск, похожий на виниловую пластинку. На его ободок наносили изображения животных в разных фазах движения (отсюда название: «зоо» – животное, «праксис» – движение, «скопео» – смотрю). При быстром вращении диска зритель, глядя через окошко в одну из точек диска, наблюдал бегущее животное.

Кстати, эксперименты, приведшие к изобретению кинематографа, начались именно с животных. В 1877 году на Калифорнийском ипподроме Эдвард Майбридж реализовал свой необычный замысел. Он установил 24 фотокамеры через равные промежутки напротив белой стены; от затвора каждого фотоаппарата была пущена нить к беговой дорожке возле стены. Майбридж попросил наездника проскакать напротив камер, при этом лошадь последовательно задевала нити, идущие по земле поперек трека, тем самым спуская затворы. Таким образом изобретатель получил фотоснимки последовательных фаз движения. Говорят, Майбридж пришел к этому изобретению, пытаясь определить, касается ли лошадь земли в определенной фазе галопа. Якобы, об этом он держал пари с двумя американцами, поэтому его захватила идея поэтапно сфотографировать бег лошади. Кстати, полученные снимки впоследствии произвели много шума в среде учёных-зоологов, обнаруживших, что их представления о движении животных неверны.

1894, мутоскоп

Следующее изобретение — мутоскоп — было запатентовано в 1894 году как «устройство, создающее иллюзию движения при помощи быстрой смены фотографий или рисунков». Его устанавливали в общественных местах, и прохожие, опустив туда монетку, вращали ручку и смотрели в окуляре «ролик» продолжительностью около минуты; на барабане закреплялось до 850 карточек с изображениями.
Появившийся кинематограф начал быстро вытеснять мутоскопы, но особая интимность просмотра (только один человек мог заглядывать в окуляр), обеспечила им долгую жизнь, но уже в другом качестве.

Мутоскопы приспособили для просмотра коротких эротических роликов и фривольных картинок, причем эффект подглядывания добавлял остроты ощущений.

В то время особой популярностью мутоскопы пользовались в мужских туалетах, аппараты просуществовали в таком качестве аж до начала 1970-х.

Мутоскоп был последним милым изобретением на пути к кинопленке, затем дело приняло серьезный оборот, и движущиеся картинки стали называться величественным словом “кинематограф”. И завертелось: первый киносеанс братьев Люмьер в Париже, немое кино с живой музыкой, появление звука и цвета, монтаж, спецэффекты, цифровая съёмка, объемный звук и 3D изображение – как это бесконечно далеко от игрушки-тауматропа и первых робких попыток воспроизвести живое движение.

Арина Сухарева

Расскажите знакомым про

Facebook Twitter

"Егир" по электронной почте

Подпишитесь на рассылку "Егира", чтобы узнавать о лучших публикациях на этом сайте по электронной почте. Письма будут приходить еженедельно и только по делу. Отписаться можно в любой момент одним кликом.