Как новые картины Уорхола спасли со старых дискет

24 апреля 2014 года мир облетела новость из мира искусства: найдено 28 ранее неизвестных картин Энди Уорхола, культового американского поп-арт художника. И найдено не где-нибудь, а на пролежавших в архивах без малого тридцать лет пятидюймовых дискетах, записанных на компьютере Amiga 1000. Эта история извлечения произведений искусства из цифровых руин читается почти что как детектив.

andy2.pic

Началось всё с того, что поклонники Уорхола наткнулись на видео, кем-то оцифрованное с кассеты и опубликованное на YouTube. Там Уорхол выступает на презентации Amiga 1000 в 1985 году и на глазах у зрителей рисует портрет.

По ходу дела он сообщает, что он пробует все новые компьютеры, а этого ждал в особенности. Раз ждал, значит должен был и использовать! С этой мыслью художник Кори Аркенджел, обнаруживший видео, отправил запрос в музей Уорхола и получил обнадёживающий отклик: дискеты есть и в полной сохранности.

campbells.pic

К делу извлечения информации подошли с полной серьёзностью: на помощь были призваны члены Компьютерного клуба университета Карнеги — Меллон и другие специалисты. Тщательная подготовка была необходима: старинные дискеты могли испортиться при первой же попытке считать информацию, и требовались все возможные предосторожности. В качестве дисковода использовали устройство KryoFlux, специально разработанное для извлечения информации со старинных дискет (и стоящее тысячу евро).

botticelli.pic

Всё скопировалось успешно за исключением нескольких плохих секторов, но заветные файлы с рисунками сохранились отлично. Они назывались campbells.pic, flower.pic, marilyn1.pic и так далее. Однако сразу посмотреть на них не вышло: большая часть картинок была записана в непонятном формате, заголовок которого напоминал заголовок Graficraft (графический редактор, который был популярен среди пользователей Amiga), но имевшаяся копия программы отказывалась открывать файлы. Другие версии, добытые из интернета, — тоже. В итоге не обошлось без обратной разработки, в ходе которой выяснилось, что Уорхол использовал совсем раннюю версию Graficraft, сохранявшую картинки как дамп видеопамяти. Специалисты восстановили изображения без труда.

На всякий случай была даже предпринята попытка посмотреть, нет ли чего-то интересного среди данных, оставшихся от стёртых файлов, но ничего не нашлось. А жаль — это был бы практически цифровой палимпсест.

По ходу дела обнаружилось и то, какое оборудование использовал Уорхол. В частности, у него был гаджет под названием DigiView, через который можно было подключить видеокамеру и сделать ей снимок, правда чёрно-белый. Для цветных кадров требовалось поочерёдно ставить перед камерой красный, зелёный и синий фильтры, делать три фотографии, а потом совмещать их в цветную.

Второй необычный девайс, полюбившийся Уорхолу, — Polaroid Digital Palette. Он позволял записывать цифровые картинки на слайды. Внутри этой немаленькой коробки — электронно-лучевая трубка и линзы, собирающие изображение на слайде.

10 мая выйдет документальный фильм Trapped: Andy Warhol’s Amiga Experiments, где будет подробно рассказано о том, как добывали эти картины. 12 мая его обещают опубликовать на официальном сайте.

Андрей Письменный

Расскажите знакомым про

Facebook Twitter

"Егир" по электронной почте

Подпишитесь на рассылку "Егира", чтобы узнавать о лучших публикациях на этом сайте по электронной почте. Письма будут приходить еженедельно и только по делу. Отписаться можно в любой момент одним кликом.